При работе электродвигателя его вал может выйти из строя, особенно если условия эксплуатации были нарушены, а это может случиться в результате частых перегрузок. Но иногда причиной поломки вала может быть вибрация или даже износ подшипников, в результате чего вал просто проседает. Но чаще всего изнашиваются именно шейки вала.
Практически половина повреждений валов связана с износом шеек – посадочных поверхностей. Происходит этого из-за большого количества посадки и съема с вала различных деталей. Особенности ремонта шеек зависят от степени их износа. Если износ менее 5% от диаметра вала, то устранить дефект можно просто проточкой с помощью токарного оборудования. Если же шейки износились более чем на 5% от диаметра вала, то потребуется сначала выполнить наплавку, а потом только проточить.
Искривленный вал следует проверить на биение. Проверка выполняется так: вал должен вращаться и в это время к нему подносят мел или карандаш, закрепляемый на суппорте. В результате вращения вала на нем будут оставаться следы, на основе которых и можно определить биение посредством специального индикатора.
Для правки искривленных валов используют специальный правочный стенд. При этом сама правка осуществляется в несколько этапов. При незначительном искривлении вал можно выровнять с высокой точностью.
Если от вала отпал кусок, то его можно добавить методом сварки или горячей посадкой. Этот метод характеризуется тем, что одну часть вала нагревают до температуры 300 градусов и далее на ней делают отверстие и хвостик. Повысить прочность соединения можно с помощью сварочного шва, наложенного на стык.
На выбор типа ремонта вала влияет вид его повреждения. Например, небольшие дефекты шеек устраняются посредством наждачной бумаги. Также можно использовать шлифовку на станке.
Если на валу есть трещины, то их можно заварить лишь в случае, если они имеют глубину менее 10% от диаметра вала.
По окончанию ремонта вала он должен пройти процедуру балансировки в сборе с вращающимися элементами.